Стратегии сбыта предприятия: функции, разработка и анализ


Опубликованно 05.08.2018 07:33

Стратегии сбыта предприятия: функции, разработка и анализ

Правильный выбор стратегии сбыта продукции является ключевым фактором развития предприятия. Налаженная система дистрибуции позволяет расширить ассортимент товаров и услуг, увеличить долю компании на рынке, оценить степень удовлетворенности покупателей и получить финансовую прибыль. Что такое стратегия сбыта?

В широком смысле слова, сбыт (или дистрибуция) означает доставку товаров или услуг предприятия к покупателю или клиенту. Для организации системы дистрибуции необходимо создание структуры логистики и каналов сбыта. Стратегия должна определять количество и тип посредников в сети сбыта, стоимость опта и розницы для промежуточного и конечного покупателя, необходимость в дополнительном обслуживании до и/или после продажи, а также способы управления и коммуникации между участниками цепи. Методы сбыта разделяют на интенсивный и эксклюзивный. Первый подразумевает реализацию товара через обширную сеть дистрибуторов с целью широкого покрытия рынка, второй – через ограниченное число посредников или прямые продажи. При эксклюзивном сотрудничестве производитель имеет право выдвигать особые требования касательно ассортимента, цен и оформления товара.

Выбор того или иного способа сбыта зависит от покрытия рынка, принадлежности товара к определенному ценовому сегменту, объемов производства, финансовых возможностей предприятия и других факторов. В маркетинге стратегия сбыта является ключевым фактором развития предприятия. Налаженная система дистрибуции позволяет расширить ассортимент товаров и услуг, увеличить долю компании на рынке, оценить степень удовлетворенности покупателей и получить финансовую прибыль. Функции сбыта

Система логистики и сбыта должна осуществлять целый ряд функций, часть из которых берет на себя предприятие-производитель, другую – дистрибуторы (оптовые и розничные торговцы).

Функции первичного планирования: Составление плана объемов продаж, исходя из текущей ситуации на рынке. Выбор каналов сбыта, системы транспортировки и складирования. Определения формы фасовки и ассортимента. Расчет затрат на распределение и реализацию.

Организационные функции: Организация логистики и хранения товаров. Организация пост- и предпродажного сервисного отдела, подготовка продавцов и других сотрудников. Установление контакта с потребителями и организация продаж. Организация системы управления и коммуникации между участниками сети сбыта.

Функции координации и регулирования: Контроль выполнения планов сбыта и продаж. Стимулирование сбытовой деятельности. Оценка статистики и бухгалтерских отчетов предприятий-посредников. Маркетинговый анализ удовлетворенности потребителей.

Торговые и финансовые функции: Стимулирование спроса, сегментирование рынка для укрепления позиций. Влияние на рыночные цены. Вытеснение конкурентов. Получение прибыли. Прямой метод сбыта

Сбыт может быть осуществлен без посредников, напрямую от производителя. Такая структура называется прямой. Продажи могут осуществляться посредством интернет-магазина, сети торговых агентов, со склада предприятия (cash and carry), через дочерние предприятия и представительства. Прямой сбыт используется в том случае, когда: объемы продаж высоки; себестоимость товара гораздо ниже стоимости продажи и доходы покрывают расходы на организацию собственной системы сбыта; основных потребителей немного, и они расположены на небольшой территории; товар нуждается в профессиональном сервисном обслуживании или делается на заказ.

При прямой маркетинговой стратегии сбыта производитель сталкивается с целым рядом издержек на транспорт, аренду складов и торговых площадей, обучающие материалы для персонала, оплату телефонных переговоров и т. д. Кроме того, создание дочерних предприятий занимает много времени и нуждается в постоянном контроле. Однако такой способ сбыта способствует установлению доверительных отношений с клиентами, позволяет быстро реагировать на любые изменения на рынке.

Непрямой метод сбыта

Для повышения эффективности продаж некоторые производители прибегают к сети независимых посредников. Такая многоуровневая система решает проблему нехватки финансов на организацию собственного сбыта. Непрямой метод используется, когда: группа потенциальных потребителей обширна; необходимы оптовые поставки; рынок географически разбросан; разница между себестоимостью и конечной ценой небольшая.

Если при прямом сбыте производитель напрямую взаимодействует с покупателем, при непрямом способе основная работа проводится с посредником. В этом случае гораздо сложнее поддерживать имидж компании или влиять на цены. Выбор посредников, их количество и распределение функций – основные этапы формирования стратегии сбыта. Виды каналов непрямого сбыта

Существует множество вариантов осуществления непрямого товарораспределения. К основным посредникам относятся: Агенты и брокеры – это участники цепи реализации товара, которые помогают в совершении сделок. Брокер не участвует напрямую в продажах, не имеет собственных прав на товар, не хранит его запасы и не несет никаких рисков. Его задача - найти покупателя и организовать сделку. Агенты заключают договоры с предприятиями, в которых оговариваются все их функции и задачи: географическая территория поиска клиентов, уровень наценок на товар, предоставление гарантий, варианты производства доставки и сервисного обслуживания и т. д. Агенты не только организуют сбыт, но и участвуют в планировании, введении нового продукта на рынок, консультировании клиентов. Услуги подобных посредников используют при широком географическом разбросе рынка и продаже небольшими партиями. Дилеры приобретают товар в собственность у агента или производителя, не получая права на торговую марку. Как независимые предприниматели, они имеют свой рынок сбыта, продают товар в розницу и устанавливают наценку по своему усмотрению. Дилеры выдают гарантии и занимаются сервисным обслуживанием.

Консигнаторы – это посредники, которые организуют хранение товаров производителя на собственных складах с последующим сбытом. Они не покупают товары в собственность. Реализация производится согласно договору с поставщиком, в котором указываются цены на товар, объемы и сроки продаж. Дистрибуторы занимаются реализацией товаров самостоятельно, заключая договоры с производителями и покупателями. Такие посредники устанавливают цены на товар, проводят рекламные акции, занимаются сервисом и гарантийным обслуживанием, имеют собственные склады для хранения и точки оптовой и розничной торговли. Последовательность формирования стратегии сбыта

Выбор наиболее эффективной реализации товара начинается с анализа рынка. Оценка рыночной конъюнктуры подразумевает рассмотрение ряда факторов, влияющих на продажи: спрос и предложение, уровень цен в различных регионах деятельности, охват рынка компанией, действия конкурентов и т.д. Эти факторы определяют цели стратегии сбыта продукции.

Цели и задачи сбыта предприятия должны быть согласованы с общей маркетинговой стратегией, а также с ассортиментной политикой и финансовыми возможностями. Цели дистрибуции могут быть следующими: Трансформация существующих методов сбыта, внедрение новой стратегии сбыта в связи с изменившейся ситуацией на рынке. Увеличение доли предприятия на рынке. Увеличение количества реализуемого товара. Расширение линейки товаров и/или выход на новый рынок. Адаптация к изменениям в организации и политике фирмы-посредника. Создание собственных каналов реализации товаров.

Для осуществления сформулированных задач необходимо провести анализ форм и структур сбыта. Исходя из особенностей рынка и товаров, принимают решение о прямом, непрямом или смешанном виде сбыта.

Перед привлечением к сотрудничеству посредников оценивают сильные и слабые стороны предприятия. Взаимодействие с другими компаниями позволяет компенсировать недостатки. Если производитель ограничен в финансовых ресурсах или техническом персонале, работа с крупным дистрибутором и передача ему части маркетинговых функций будет выгодным решением. Таким образом, на первичных этапах создания сбытовой стратегии определяются полномочия посредников. Они могут заниматься сервисным обслуживанием, местной рекламой, доставкой, предоставлением кредитов и т. д., что принесет выгоду как производителю, так и конечным покупателям. Кроме того, важно определить ассортимент товара, реализуемого тем или иным дистрибутором.

Количество и тип посредников влияют на спрос на продукт, репутацию предприятия, контакт с потребителем, качество обслуживания и т. д. Большое количество мелких дистрибуторов позволяет сохранять контроль, быстро реагировать на изменения на рынке и обеспечить широкий охват клиентов. Однако крупные посредники могут хранить большие запасы товаров и осуществлять более качественное обслуживание. Подробная классификация стратегий непрямого сбыта, в зависимости от задач и характеристик предприятия, определяет все преимущества и риски от сотрудничества с посредниками.

После утверждения стратегии и каналов сбыта компания производит отбор конкретных посредников, а также выбирает структуру организации управления и оценки результатов работы. Классификация типов стратегии непрямого товарораспределения

Методы реализации товара через посредников разделяют по типу охвата рынка, ориентации, коммуникации с конечным покупателем и способом организации продаж. Каждый тип классификации имеет несколько форм, отвечающих задачам предприятия.

Охват рынка: Интенсивный, т. е. используется максимальное число дистрибуторов всех типов для большого охвата рынка. Такая форма используется для товаров повседневного или импульсивного спроса, с целью повышения узнаваемости бренда и увеличения доли предприятия. К недостаткам относят сложности в контроле над ценовой политикой и внедрении общей маркетинговой стратегии. Селективный, т. е. работа с ограниченным числом посредников. Подходит для товаров предварительного выбора и продукции, требующей сложного обслуживания. Такое сотрудничество ограничивает долю рынка предприятия и делает компанию зависимой от посредников, однако дает возможность контролировать цены, доставлять товары крупными партиями на реализацию, экономить на местной рекламе и улучшать репутацию торговой марки.

Исключительный, осуществляемый одним посредником. Применяется в продажах люксовых товаров, требующих высококачественного технического обслуживания. Невыгоден большинству производителей, т. к. ограничивает долю на рынке и делает компанию полностью зависимой от дистрибутора. Франшиза – форма исключительной стратегии, при которой держатель франшизы передает посреднику права на использования собственной технологии производства и реализации товара. Франшизер экономит средства на организацию производства, получает приток денежных средств от франшизы и увеличивает известность бренда на рынке. Однако такая форма имеет существенные недостатки, ведь репутация компании полностью зависит от действий посредника.

Ориентация продаж: На покупателей - подразумевает оценку потребностей клиентов, последующее сегментирование рынка в соответствии с ними, увеличение ассортимента в соответствии с меняющимися запросами. На товар - заключается в активном продвижении продукции, повышении узнаваемости бренда и постоянном поиске новых способов реализации.

Метод продаж: Оппортунистический, т.е. сокращение или полное приостановление сбыта. Применяется в случае, когда в товаре обнаружены дефекты, на рынке наблюдается дефицит, ожидается изменение цен или зарубежный посредник не справился с поставленными задачами и испортил репутацию компании. Пассивный, не требующий особого взаимодействия с покупателями. Используется при реализации недорогих товаров массового потребления, при продажах крупными розничными дистрибуторами или при широкой известности бренда. Наступательный, при котором производитель усиленно продвигает товар всеми доступными способами. Метод популярен при реализации продукта пассивного спроса, сезонных или товаров завышенной стоимости. Экспертный, или ориентированный на потребности клиента. Активно применяется в Б2Б продажах, для товаров длинного цикла и для частых последующих продаж одним и тем же покупателям. Деятельность производителя направлена на поддержание долговременного взаимовыгодного сотрудничества с клиентами.

Способ коммуникации: “Вталкивание” подразумевает активное воздействие на всех посредников сбытовой сети для внедрения большего количества собственного товара в ассортимент партнера. Способы мотивации и стимулирования дистрибуторов различны: бесплатное обучение персонала посредника, частичное возмещение расходов на рекламу, предоставление бонусов, денежные вознаграждения для продавцов, проведение конкурсов между торговыми точками и т. д.

“Втягивание”, или фокусирование производителя на потребителе. Компания проводит масштабные рекламные акции с целью роста спроса и заинтересованности покупателей, контролирует наличие товаров в местах продажи, организует качественное обслуживание и доставку. В этом случае посредники сами заинтересованы в сотрудничестве, с целью получения большой выручки от продаж. Такая стратегия часто используется крупными предприятиями, ведь она требует значительных финансовых затрат. “Комбинированная” стратегия сбыта товаров объединяет первые два варианта. Она применяется только крупными корпорациями, способными взять на себя расходы по укреплению отношений и с покупателями, и с дистрибуторами.

Производитель может выбрать тот тип товарораспределения, который соответствует его текущим возможностям. При расширении обычно происходит переход к более сложным стратегиям стимулирования сбыта. На что обратить внимание при отборе посредников?

Посредники напрямую контактируют с покупателями, а значит, от них зависит репутация компании-производителя. При разработке стратегий сбыта и отборе посредников следует обратить внимание на историю компаний, их маркетинговую политику, профессиональные навыки персонала, объемы продаж и финансовое состояние. Если производитель предполагает передачу отдельных функций партнеру, заранее проводится анализ подготовленности сотрудников и наличия технического оборудования. Компании приходят к договоренности о финансовой и технической поддержке, объемах закупок, способах оплаты, ценовой стратегии и уровне обслуживания. Затем решаются организационные вопросы по способам коммуникации и управлению. Организация службы сбыта

Для эффективной работы с посредниками предприятия структурируют отдел сбыта в соответствии с особенностями стратегии деятельности сбыта, свойствами товара, покрытием и размерам рынка. Чаще всего разделение обязанностей сотрудников происходит по следующим принципам: По географии рынка. В такой структуре каждый менеджер отвечает за отдельную территорию. Чем выше его положение в иерархии, тем больше площадь территории, за которую он несет ответственность. По типу продукта. Каждый менеджер отвечает за конкретную группу товаров в ассортименте. По функциям. Отдел продаж может быть разделен на службы по работе с клиентами, продажами, по сервисному обслуживанию, доставке, мерчендайзингу и т. д. По типам клиентов. Когда производитель торгует стандартизированными потребительскими товарами, менеджеры работают отдельно с каждой группой потребителей. Смешанная форма разделения применяется мелкими и средними производителями и включают в себя различные службы, в зависимости от особенностей сбыта.

Оценка эффективности политики товарораспределения

Анализ стратегии сбыта предприятия включает в себя проверку выполнения целей сбыта, реализацию плана продаж, уровень доходов и прибыли. Кроме того, необходим контроль над деятельностью посредников, связанной с репутацией компании: качество обслуживания, результативность рекламных акций, своевременная доставка, поддержание товарных запасов. Маркетологи проводят опросы и исследования с целью оценки удовлетворенности клиентов. Крупные производители пересылают торговые отчеты посредников с высокими показателями продаж менее успешным дистрибуторам для стимуляции улучшения работы. Автор: Алена Абакумова 5 Июня, 2018



Категория: ФРАНЧАЙЗИНГ