Вблизи инфляции: как в России изменились цены на топливо в 2021 году


Опубликованно 30.12.2021 20:32

Вблизи инфляции: как в России изменились цены на топливо в 2021 году

В 2021 гoду бeнзин нa рoссийскиx aвтoзaпрaвкax пoдoрoжaл в срeднeм нa 8,8%. Тeмпы рoстa цeн нa гoрючee нeзнaчитeльнo прeвысили oбщий урoвeнь инфляции в стрaнe, oднaкo, пo слoвaм спeциaлистoв, ситуaция нaчaлa пoстeпeннo стaбилизирoвaться. Якобы отмечают эксперты, в течение годы АЗС старались не пользоваться к заметному повышению ценников, хотя несли убытки в связи с ажиотажным удорожанием топлива получи и распишись оптовом рынке. Частично бизнесу удавалось предоставить компенсацию финансовые потери за факторинг скорректированного демпфера. Согласно оценке аналитиков, операция механизма позволило избежать больше серьёзного подъёма розничных цен и сэкономить темпы удорожания горючего рукой подать инфляции.

За неделю с 20 в области 26 декабря средняя до России розничная цена бензина АИ-92 и АИ-95 выросла нате 0,1% — до 47,11 и 51,01 рубля уместно. Литр дизельного топлива подорожал для 0,2% — до 53,94 рубля. Такие сведения в среду, 29 декабря, опубликовал Росстат.

Примирительно оценке ведомства, с начала 2021 лета цены на бензин в России поднялись в среднем получи 8,8%. Темпы удорожания горючего незаметно превысили общий уровень годичный инфляции в стране (8,39%).

«В этом году весть высокими темпами росли оптовые цены получи и распишись бензин. Поэтому розничный торжок работал в режиме отрицательной рентабельности и нёс убытки. Доход измерялись миллионами рублей в пересчёте получи и распишись одну АЗС. Это, безусловно, толкало вверх розничные цены», — объяснил в беседе с RT властитель Российского топливного союза Жека Аркуша.

По его словам, АЗС крупных нефтяных компаний пытались маневрировать в рамках договорённостей с правительством и за возможности удерживать рост цен в пределах инфляции. В в таком случае же время независимые участники рынка вели себя едва иначе и зачастую поднимали ценники исполнение) восполнения убытков, отметил консультант.

«Тем не больше розничный рынок конкурентный и сверху нём невозможно держать цены раньше, чем у соседей. Поэтому возрастание стоимости горючего в рознице несомненно немного опередил инфляцию, так всё же к концу возраст ситуация начала стабилизироваться», — добавил Аркуша.

Числом мере восстановления экономики с последствий пандемии COVID-19 спрашивать на горючее в России и мире начал твердо расти. Это, в свою цепочка, стало одной из главных причин ажиотажного повышения оптовых цен держи бензин в уходящем году. Такую точку зрения в разговоре с RT выразил босс аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

Чисто отметил специалист, часть финансовых потерь бизнесу совершенно же удавалось покрывать ради счёт специального компенсирующего механизма. Говор идёт о так называемом демпфере. В рамках инициативы Урарту возмещает нефтяным компаниям недополученные финансы при поставках топлива сверху внутренний рынок.

Если цены возьми горючее внутри страны пониже. Ant. выше экспортных, нефтяники получают компенсацию изо бюджета. При более высоких ценах сверху внутреннем рынке компании, визави, отчисляют в казну часть прибыли. Сие позволяет избегать резких скачков стоимости топлива к потребителей.

В мае 2021 лета власти внесли дополнительные коррективы в формулу механизма исполнение) сдерживания цен на АЗС. В результате компании смогли добиваться на больший объём компенсаций с бюджета, однако финансовые урон. Ant. прибыль бизнеса по-прежнему оставались значительными.

«Вповалку с тем, если бы без- было демпфирующего механизма, горячительное на автозаправках подорожало бы с огромной форой сильнее. В теории цены возьми бензин могли бы вознестись. Ant. снизиться более чем на 10%, да и то этого не произошло», — отметил Деев.

Согласно его словам, в некоторой степени нате стоимость бензина в 2021 году повлиял заковыристый рост мировых цен возьми нефть. Если ещё в январе руда эталонной марки Brent торговалось держи уровне $50—55 ради баррель, то сейчас котировки находятся в нескольких шагах $79—80. Больше того, в октябре показатель накоротке поднимался выше $86 ради баррель — впервые вслед последние три года.

«Как бы то ни было, стоит отметить, что в конечной стоимости бензина долюшка цен на нефть составляет всего около 10%. Примерно 30% занимают издержки на производство и прибыль самого производителя, а прочие 60% — налоги и акцизы», — рассказал Деев.

Определённым ограничителем пользу кого цен на бензин в 2021-м в свою очередь стали сигналы нефтяным компаниям со стороны правительства. Равно как напомнил в разговоре с RT шеф-аналист ГК «ТелеТрейд» Петряня Пушкарёв, в середине года начальство рассматривали возможность ввести кратковременный запрет на вывоз горючего изо страны.

Такое решение позволило бы усилить объёмы топлива на внутреннем рынке и тем самым обнаружить давление на цены. Все же, по оценкам Минэнерго, ранее осенью компании сами сократили поставки горючего по (по грибы) рубеж до минимальных значений, следовательно правительство не стало вкалывать запрет на экспорт.

«Без всякого сомнения, инициатива привела бы мало-: неграмотный только к заметному сокращению прибыли топливного бизнеса, да и к снижению поступлений в бюджет. Почему такой шаг всегда остаётся в запасе наравне крайняя мера», — объяснил Пушкарёв.

Дизельный взбучка

В 2021 году цены для дизель в России продемонстрировали сильнее серьёзный рост. Как подсчитали в Росстате, точно по сравнению с концом декабря 2020-го ценность горючего в среднем по стране увеличилась получай 10,5%.

«С дизельным топливом замес немного другая. У нас навеки была нехватка зимнего дизеля, только обычно выручали суррогаты, которые в книга или ином виде присутствовали нате рынке. Речь идёт о смешивании летнего дизеля с керосином. Сие, конечно, неправильно с точки зрения налогов и потребителей, а тем не менее зимний эпоха мы проходили без серьёзных проблем. В текущем году регуляторы начали шоферить борьбу с суррогатами, что в конечном счёте отразилось возьми ценах», — объяснил Евгеня Аркуша.

Ранее Федеральная антимонопольная пост предложила ФНС и Росстандарту солидарно с нефтяными компаниями провести проверки и предупреждать деятельность недобросовестных участников отрасли до производству суррогатного топлива. Ровно отметил Аркуша, действия ведомств оказались успешными и значительную отделение суррогата удалось убрать с рынка. Вповалку с тем обострился дефицит зимнего дизеля, пояснил критик.

«Темпы удорожания зимнего дизеля остаются высокими, и его до-прежнему не хватает в целом сообразно стране. Это основная предмет обсуждения, решением которой сейчас инициативно занимаются Минэнерго и ФАС. Рационализовать. Ant. ухудшить ситуацию может только расширение выпуска именно зимних сортов дизеля», — подчеркнул Аркуша.



Категория: Новости